Интуиция подсказывает, что велосипедные шины с рисунком протектора должны меньше скользить на мокрой дороге. Но так ли это на самом деле? В этой статье мы рассмотрим основные факторы, которые влияют на сцепление покрышек для шоссейных велосипедов с дорогой.
В 1997 году Йост Брандт написал статью про дорожные покрышки, в которой утверждал, что рисунок проектора не влияет на сцепление. Его главным аргументом было то, что поверхность дороги тверже, чем покрышка, а значит и протектор не оказывает никакого влияния на сцепление. Шина сама по себе деформируется в месте контакта с дорогой, как бы «обтекая» микронеровности. В конечном счете, «цепкость» велосипедных шин определяется размером и свойствами пятна контакта, а эти характеристики в основном зависят от давления, состава резины, числа нитей в основе покрышки, ширины обода/шины.
Давление
Давление пожалуй главный фактор, определяющий поведение шины. Все велосипедисты знают, что слишком низкое давление делает шины медленными, слабо накачанные покрышки стелются по дороге. Именно по этой причине, шоссейные шины чаще перекачивают, чем не докачивают. У перекачанной шины уменьшается сопротивления качения (меньше деформация в месте контакта с покрытием), но сцепление с дорогой также снижается.
На каждой покрышке указан диапазон допустимых значений (главное не ошибиться с единицами измерения), но подобрать идеальное давление в этом диапазоне не так просто, как кажется. Некоторые считают, что идеальное давление такое, при котором она сжимается на 15% под весом велосипедиста. Но по большому счету, кроме как опытным путем оптимальное давление не подберешь, ведь даже 5-10 psi могут изменить поведение шины.
Основа шины
Эластичная основа шины влияет на ее способность к сцеплению с покрытием. Основа должна с одной стороны легко деформироваться, с другой обеспечивать быстрый отскок шины для минимизации сопротивления качению. Эластичность основы велосипедной покрышки прямо пропорциональна числу нитей (показатель tpi — threads per inch) поэтому сейчас нити делают все тоньше и тоньше.
Компаунд
Состав резины оказывает огромное влияние на покрышку независимо от того имеет она протектор или нет. Идеальный компаунд должен быть упругим и при этом сохранять способность сопротивляться износу и проколам. Но слишком большая упругость приводит к росту веса изделия и росту сопротивлению качению. Именно компаунд — главное ноу-хау производителя, на исследование различных составов резины производители тратят немало времени и средств.
Ширина
Даже среди профессиональных велогонщиков последнее время прослеживается тренд на использование более широких (25 мм.) покрышек. И небезосновательно, широкие покрышки допускают эксплуатацию при более низком давлении, что дает больший комфорт при езде, увеличивает пятно контакта делая покрышку более цепкой, и как это ни парадоксально уменьшает сопротивление качению. Главное, перед покупкой более широких покрышек нужно убедиться, что зазоры рамы и вилки позволят их использовать.
Ширина надутой шины зависит от ширины обода. Покрышка будет уже на узком ободе (меньше 20 мм.), по сравнению с широким ободом (23 мм.). Широкий обод даже при использовании 23 мм. покрышек позволяет ездить на более низком давлении, обеспечивает дополнительный комфорт и сцепление.
Влажность
Все наши представления о сцеплении быстро меняются, как только начинает накрапывать дождик. Каждый велосипедист боится сноса колеса в мокрую погоду и слики кажутся более восприимчивыми к ним, чем шины с протектором. Тем не менее, данных подтверждающих это предположение немного.
В отличие от например, автомобильных шин, обычные велосипедные покрышки обеспечивают эффективный отвод воды с поверхности благодаря круглому профилю. Поэтому Йост Бранд и говорит что наличие протектора не обязательно. Эта точка зрения и подтверждается и ответами производителей на вопросы своих клиентов. Поэтому лучшее решения для повышения сцепления в дождь немного (на 10-20 psi) уменьшить давление в шинах. Про плюсы использования более широких покрышек и ободов мы уже писали выше.
Аэродинамика
Недавние эксперименты в аэродинамической трубе показали, что рисунок шин Continental Grand Prix влияет на аэродинамику. Инженеры отнесли эти свойства к эффекту пограничного слоя, мол рисунок протектора помогает потоку воздуха обтекать колесо.
Эстетика и маркетинг
Пожалуй именно этим двум факторам мы в значительной степени и обязаны наличию протектора на шинах для шоссейных велосипедов. За счет оригинального рисунка протектора можно выделиться среди конкурентов (вроде как модный дизайн) и без лишних затрат сделать дифференциацию продуктовых линеек для покупателей.
Что в итоге?
По большому счету, рисунок протектора на шинах для шоссейников не нужен. Купите слики с нормальной основой и компаундом, поставьте их на качественный обод пошире, подберите давление под свой вес и погодные условия, и они помчат вас быстрее ветра.