Тур Фландрии и Париж-Рубэ – две самые представительные классические гонки в календаре про-тура. Знаменитые брусчатые секции – то, за что любят и одновременно ненавидят эти гонки как гонщики, так и любители велоспорта. Для того чтобы немного снизить тряску на булыге и повысить шансы на победу, команды вносят ряд усовершенствований в конструкцию велосипедов. Возможно, какие-то из этих модификаций, когда-нибудь пригодятся и вам.
1. Двойная обмотка руля
Во время изматывающей гонки на 250 км по брусчатым дорогам (по которым и на машине ехать не слишком комфортно), многие профессионалы используют двойную и даже тройную обмотку руля, чтобы хоть как-то снизить нагрузку от тряски на ладони, запястья и плечи.
Довольно часто под обмотку закладывают вставки из геля, которые дают дополнительную защиту на камнях, особенно если рама спроектирована с более мягкой задней частью и традиционно жесткой передней.
2. Уплотнители на педалях
Еще одна точка контакта гонщика с велосипедом – педали. Поэтому было бы естественно придумать какую-то дополнительную вставку для снижения вибрации в этой точке. Некоторые гонщики из команды Lotto-Soudal на последнем Париж-Рубэ продемонстрировали небольшие наклейки из ленты для обмотки руля на площадках педалей. К тому же эта доработка позволяет убрать люфт и снизить вероятность выстегивания на самых жестких участках.
У многих производителей есть и специальные серии педалей для езды по брусчатке (особенно во время дождя), например, Speedplay Pavé, которые несколько лет подряд использует на булыге Фабиан Канчеллара.
3. Широкие шины
Классическая подготовка велосипеда к гонкам по брусчатке подразумевает установку широких шин. Обычно выбирают трубки шириной 25 мм, что в сочетании с пониженным давлением повышает комфорт на неровностях и обеспечивает управляемость во время дождя. Но некоторым гонщикам ширины 25 мм недостаточно и они используют 28 или 30 трубки на классиках. У большинства производителей велосипедных шин в модельном ряду есть покрышки, предназначенные для классических гонок – широкие, легки, проколоустойчивые.
4. Низкое давление
Нет никакого смысла использовать трубки шириной 28 мм для езды по брусчатке, если накачать их до 120 psi. В большинстве случаев профессионалы ездят классики на трубках с давлением в 65-85 psi, а иногда и ниже, например, во время дождя.
5. Большая малая звезда
Маленькая звезда может понадобиться на брусчатом подъеме, на Туре Фландрии, а Париж-Рубе довольно плоская гонка. Поэтому многие профессионалы устанавливают вместо традиционной системы 53/39, варианты 53/42 или 53/44. Переключение на маленькую звезду может понадобиться только во время дождя при проезде брусчатки.
Некоторые велогонщики меняют и большую звезду, заменяя 53 зуба на «сковороду» 54 или 55, что может дать определенные преимущества во время гонки если будет дуть попутный ветер.
6. Специальные колеса
В 2007 году, Стюар О’Грейди получил прокол в Аренбергском лесу и взял запасное колесо с нейтральной технички. Затем он догнал лидирующую группу, из которой уехал в победный одиночный отрыв. Впечатляющее достижение, даже если не принимать во внимание тот факт, что запасное колесо, которое он получил с технички, было выпущено в 1986 году.
Большинство гонщиков в пелотоне выбирают карбоновые колеса, но некоторые едут классики на алюминиевых. Во-первых, их не так жалко, как дорогостоящие карбоновые, во-вторых, они прочнее карбоновых.
7. Перестановка кнопок переключения
Современные электронная трансмиссия позволяет устанавливать кнопки переключения скоростей в нескольких местах на руле, что позволяет переключать передачи не перехватываясь за «рога».
Как правило, используют два варианта установки дополнительных кнопок. Первый – под спринт, чтобы было удобно переключаться держась за низ руля. Второй – под горы на верхней перекладине, что позволяет отвечать на атаки и при езде по брусчатке, когда гонщики держат руки поверх руля.
8. Дополнительные ручки тормозов
Еще одна любимая многими велогонщиками модификация — установка дополнительных тормозных ручек на перекладине руля (по-велокроссовому). Один из ярких примеров велосипед Джона Дегенкольба на Париж-Рубэ 2015.
Дополнительные ручки позволяют контролировать скорость во время прохождения брусчатки без смены хвата. Это очень помогает при образовании завалов или в случае выпадения любителей селфи с обочины под колеса.
9. Успокоитель цепи
Слетевшая в критический момент цепь может стоить победы и приведет к пятиминутному отставанию с финишем на 37 месте. От сильной тряски на булыжниках цепь может слететь вовнутрь как сама по себе, так и при переключении, поэтому многие команды предпочитают ставить специальные улавливатели.
10. Проволочные флягодержатели
Жестка езда по брусчатке сказывается и на флягодержателях. При проезде неровностей бачки вылетают из держателей и отправляются прямиком под колеса соседей по пелотону. Поэтому на классических гонках нередко можно увидеть титановые, алюминиевые или стальные флягодержатели, которые, в отличие от карбоновых, можно подогнуть для обеспечения «мертвой хватки» бачка. Иногда флягодержатели обматывают специальной лентой, похожей на мелкую наждачку, она, конечно, портит бачки, но это никого не волнует в пелотоне.